СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ

В состав пояснительной записки входят:

1. Титульный лист (оформляется по образцу, данному в приложении 1)

2. Содержание (с указанием страниц)

4. Основной раздел (с разбиением на параграфы)

6. Список использованной литературы и других источников

7. Приложение (Приложения)

Во введенииопределяется актуальность проблемы, предмет (объект), цель и задачи исследования.

1). Обзор источников и аналогов

Приводится обзор литературы и других источников, результат поиска аналогов с обязательными ссылками на найденные источники. Изучение источников по теме, как правило, предшествует сбору и анализу материала. Оно должно быть достаточно широким. Нельзя ограничиваться сведениями, почерпнутыми из учебников, обязательно используются монографии и статьи, опубликованные в научных журналах. Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических указателей и справочников, сети Интернет. В результате изучения литературы должно формироваться представление о современном состоянии вопроса, устанавливаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи. Обзор должен содержать логичное рассмотрение различных аспектов темы исследования, выделяются основные теоретические и практические положения. Материал не должен представлять беспорядочное изложение точек зрения различных авторов. В основном используются источники последних 7-10 лет. В резюме выделяются дискуссионные вопросы.

2). Анализ предметной области

При необходимости раздел иллюстрируется необходимым количеством рисунков, фотографий, таблиц, схем, диаграмм и графиков и т.д. Они должны не только иллюстрировать основные положения работы, но и служить наглядными доказательствами и обоснованиями для последующих заключений и выводов.

3). Объектная модель предметной области

Описываются классы, соответствующие понятиям предметной области. Раскрываются их связи между собой и алгоритмы их взаимодействия в процессе решения прикладной задачи. Объектная модель изображается графически в виде диаграммы классов.

4). Проектирование программного продукта

Подробно документируются классы предметной области. Определяется состав их атрибутов и операций. При необходимости добавляются дополнительные классы. Результаты проектирование графически изображается в виде диаграмм, блок-схем.

5). Реализация программного продукта

Поясняются особенности реализации основных операций классов и используемых алгоритмов. Описывается пользовательский интерфейс и последовательность работы с ним. Описание сеанса работы с программным продуктом целесообразно иллюстрировать копиями соответствующих окон пользователя.

Заключениев курсовой работе включает обсуждение полученных результатов, приводятся выводы по работе. Выводы должны полностью соответствовать цели работы и характеризовать ее результаты. Они являются концентрацией основных положений работы и поэтому не могут развивать идеи, не вытекающие полностью из ее материалов.

В список использованной литературы и других источниковвключаются обязательно все используемые работы, ресурсы Интернет и др. по авторскому алфавиту. Список используемых источников оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.

Приложение(я)включается в работу в случае необходимости. В приложениях приводятся листинги исходных текстов программ с основными комментариями, большие блок-схемы алгоритмов, таблицы экспериментальных данных, результаты работы программы и т.д., если они занимают слишком много места в основном разделе работы. Материал приложений должен способствовать более четкому изложению материала, иллюстрировать отдельные положения и результаты курсовой работы.

Приложения последовательно нумеруются с названиями: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Язык пояснительной записки курсовой работы должен быть четким, ясным, изложение – логичным и последовательным. Следует избегать громоздких предложений, повторенийи т.д. Не применяются сокращения, кроме общепринятых. Все грамматические, стилистические ошибки тщательно выверяются и исправляются. Графические материалы должны быть наглядными. Диаграммы и графики выполняются с соблюдением масштаба.

Каждая таблица в тексте должна иметь общий заголовок, номер, четкое обозначение строк и столбцов. В тексте дается анализ таблицы, в котором не повторяются приводимые в таблице показатели, а даются заключения и обобщения из ее материалов. Подписи под диаграммами и графиками должны четко и полностью объяснять отраженные на них явления. Дается общая нумерация рисунков, диаграмм и отдельно – нумерация таблиц.

Пояснительная записка к курсовой работе оформляется на одной стороне листа А4, листы скрепляются. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 1). Содержание начинается со второй страницы. Наименование разделов содержания должно точно соответствовать наименованию разделов курсовой работы. Нумерация страниц начинается с третьей, первая страница – титульный лист, вторая – лист с содержанием. Каждый раздел курсовой работы начинается в пояснительной записке с новой страницы.

Текст пояснительной записки к курсовой работе выполняется шрифтом 14 (TimesNewRoman или Arial), выравнивание по ширине, заголовки – жирный шрифт 14, межстрочный интервал – 1,5. Используются листы бумаги формата А4 с полями: левое – 2,5; правое – 1,5; верхнее 2,0; нижнее – 2,0. Текст печатается на одной стороне листа. При компоновке текста с иллюстрациями должно соблюдаться рациональное заполнение страниц. Нумерация страниц выполняется внизу страницы от центра, титульный лист (первая страница) не нумеруется.

Все страницы пояснительной записки скрепляются и оформляются в обложку. К пояснительной записке прикрепляется носитель с файлами программ, представляемых и описанных в курсовой работе.


Требования к оформлению курсовой работы

Оформление разделов пояснительной записки

Одним из важных элементов при выполнении курсовой работы является его оформление. Соответствующее оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым работам. Курсовая работа по информатике обязательно должен быть подготовлен в текстовом процессоре MS Word и оформлен в соответствии с требованиями СТО 0493582-004-2010 Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи.

Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 2 см.

Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (Основной текст), установив шрифт - Times New Roman, размер – 14 пт. В качестве параметров абзаца задать: первая строка – 1,25 см, выравнивание – По ширине, интервал “перед” и “после” – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно должен быть включен автоматический перенос слов. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.

Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.

Каждый раздел должен начинаться с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.

Стиль заголовков разделов(Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал после - 12 пт., выравнивание: по центру, положение на странице - с новой страницы, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, полужирный, размер - 16 пт., все прописные, интервал - разреженный;

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3). Для заголовков “Введение”, Заключение и выводы”, “Список использованной литературы” и “Приложения” после применения к ним стиля Заголовок 1 необходимо выключить формат нумерации.

Стиль заголовков подразделов(Заголовок 2) должен иметь параметры:

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал перед и после - 6 пт., выравнивание - по центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, полужирный, размер 16 пт., интервал - разреженный.

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).

Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14.

Для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее (нумерация столбцов) и содержимое таблицы. В ячейках шапки выравнивание обычно делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру.

Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется.

Пример табличного заголовка: Таблица 1. Справочник цен.

Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переноситься на следующую, с добавлением в начале каждой следующей страницы строки с порядковой нумерацией столбцов. Название таблицы делается один раз, но на каждой следующей странице, перед продолжением таблицы, необходимо писать заголовок следующим образом: Продолжение Таблицы 5.

Для оформления заголовков приложений необходимо создать название “Приложение” и использовать стиль “название таблицы”. При описании по тексту следует вставлять перекрестные ссылки на постоянную часть и номер названия соответствующих приложений.

Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рис. , знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления необходимо создать стиль “название рисунка” на основании стиля “название объекта” с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт., запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 14 пт. и использовать его для всех заголовков рисунков. Пример названия рисунка: Рисунок 1. Информационно-логическая схема .

Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия.

Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового процессора (чтобы заголовок “Содержание” не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).

Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и справа страницы. Первой страницей является титульный лист, номер которого не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12 пт.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.

При использовании материала из литературных источников в квадратных скобках необходимо указать порядковый номер источника, соответствующий списку использованной литературы (следует использовать средства текстового процессора – перекрестную ссылку на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.

Список литературы должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать средствами текстового процессора и обновить поля с перекрестными ссылками).

Электронный вариант завершенного курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файлы выполненной курсовой работы необходимо записать на cd-диск, вложенный в пояснительную записку в конверте - файле.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку: