Как стать нотариусом в германии

Как стать нотариусом в германии

+49 (0) 30 / 310 16 755

+49 (0) 30 / 310 19 625

+49 (0) 30 / 310 16 889

Fax: +49 (0) 30 / 318 04 235

График работы канцелярии:

Пон.-Пятн. с 9:00 до 18:00

09005 103255 (1,86 €/Min)

Ваш адвокат в Германии - Йоханнес Энгельманн

Мы рады приветствовать Вас на интернет странице адвокатской канцелярии Johannes Engelmann (Берлин, Германия)

Почему мы? Этому есть шесть веских причин:

Наше м естонахождение – город Берлин – столица Германии, мост между западной и восточной Европой.

Непосредственное представительство на всей территории Германии, России , Украине, Казахстане и др. государствах СНГ.

Язык – сотрудники нашей адвокатской канцелярии говорят на немецком, русском, английском, украинском.

Наша адвокатская канцелярия Johannes Engelmann расположена в столице Германии - городе Берлине, который является не только многонациональном городом, но и, своего рода, мостом между западной и восточной Европой. Этот город нами выбран не случайно – именно здесь проживает самая многочисленная русскоязычная диаспора. Именно в Германию стремятся многие наши соотечественники, не только для постоянного проживания, но и с целью открытия своего бизнеса, получения образования, налаживания торговых связей и многого другого.

Чем мы можем быть полезны вам?

Мы предлагаем нашим клиентам широкий спектр юридических услуг: консультации предоставляются как в личной беседе, так и по телефону, по пи сьменному запросу, направленному посредством почтовой или электронной связи. Поэтому к нам могут обратиться граждане, проживающие не только в Германии, но и во всех странах, входивших в состав бывшего СССР – в России, Украине, Прибалтике и др.: имеющиеся у нас партнёрские связи с адвокатами в странах бывшего Союза, позволяют нам решать вопросы, возникающие у наших клиентов в области права этих государств, как непосредственно, так и с помощью наших партнёров.

Мы проконсультируем вас по вопросам законодательства на русском и немецком языках. Кроме того, мы оказываем услуги русскоговорящим физическим и юридическим лицам в регистрации фирм, создании представительств и компаний, совместных предприятий, реорганизации и ликвидации юридических лиц; сопровождаем при осуществлении сделок по покупке и продаже недвижимости в Германии, заключении договоров, регистрации торговой марки, а также взыскании долгов и решения коммерческих споров в Германии, воссоединении семей, получении ВНЖ и ПМЖ Германии, представления интересов обвиняемых в совершении преступления, а также жертв преступлений, представляем интересы по делам поздних переселенцев и получении немецкого гражданства и т.д.

Основа нашей профессии - доверительность отношений с клиентом, оптимизация решения его проблемы. Клиенты адвокатской канцелярии, среди которых не только физические лица, но и немецкие и иностранные предприятия, особенно ценят компетентное и индивидуальное обслуживание. Мы придаём большое значение личным, профессиональным и предпринимательским интересам наших поручителей и стремимся находить верные решения в течение разумных сроков. Поручения наших клиентов выполняются путем тщательной юридической работы и комплексного подхода к делу с учетом временных и экономических факторов.

Правовые проблемы требуют от человека массу времени, душеных сил и нервов. В такой ситуации становится особенно важной поддержка профессионала, который может Вас по-настоящему понять и помочь. В экстренных случаях у нас работает горячая круглосуточная линия.

D-10625 Berlin – Charlottenburg (рядом с Метро U2 Ernst-Reuter-Platz - одна остановка от Zoo);

Телефоны для звонков из-за границы: +49 30 310 13 310 ; +49 30 310 16 755 ; +49 30 310 16889 ; +49 30 310 19 625;

Телефоны для звонков из Германии: 030 310 13 310 ; 030 310 16 755 ; 030 310 16889 ; 030 310 19 625;

Fax: 030 318 04 235;

Срочная консультация по тел: 09005 10 32 55 (1,86 Евро/мин)

Контактное лицо : адвокат Йоханнес Энгельманн, член палаты адвокатов г.Берлин


О регулировании численности нотариусов

О регулировании численности нотариусов

В последнее время в рамках работы по дебюрократизации системы государственного устройства стали активно обсуждаться проекты по либерализации доступа к занятию нотариальной деятельностью 1 . По мнению их авторов, дебюрократизация и снятие административных барьеров в нотариальной деятельности должны вести к ликвидации системы регулирования численности нотариусов (numerus clausus), обеспечив свободный доступ к осуществлению нотариальной профессии любого лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями 2 . По существу, авторы законопроекта предлагают ввести заявительный порядок доступа к осуществлению публично-правовой, нотариальной деятельности.

Представляется, что последствия такого решения недостаточно продуманы и могут привести в основном к негативным последствиям.

Во-первых, неограниченный доступ к занятию нотариальной деятельностью будет способствовать концентрации нотариусов в крупных городах, в которых в силу повышенной деловой активности возможно получение бóльших доходов, и одновременно – недостатку нотариусов в сельской местности. В свою очередь, подобное положение приведёт в итоге к конкуренции в среде «городских» нотариусов и к невозможности или затруднительности получения юридической помощи нотариуса на селе. Первое – несовместимо с публичным статусом нотариальной профессии, необходимости обеспечить равное отношение нотариуса к обращающимся к нему лицам, гарантировать соблюдение общего интереса. Безусловно, что в условиях неизбежной конкуренции нотариусы будут стремиться к использованию выгод и преимуществ, выделяющих их из массы коллег по профессии, что подрывает уже единые стандарты нотариального производства на всей территории страны и ставит под угрозу полное признание и защиту субъективных прав, основанных на нотариальном акте, приведет к повышению коррупционных рисков. Второе – делает невозможным реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и обеспечение социального равенства между сельским и городским населением, ставя их изначально в неравные условия.

Во-вторых, реализация данных предложений приведёт к отказу части нотариусов от совершения нотариальных действий с низкой доходностью (например, ведение наследственных дел) или действий, по которым заинтересованные лица освобождены от уплаты нотариального тарифа. Таким образом, будет подорвано осуществление фундаментальной публично-правовой обязанности нотариуса, в соответствии с которой он не может отказать заинтересованным лицам в совершении законных нотариальных действий. Постановка решения вопроса о совершении или не совершении конкретного нотариального действия в зависимость от усмотрения самого нотариуса, выгодности такого акта или других субъективных критериев размывает в принципе специфику нотариальной деятельности, его публично-правовую основу.

В-третьих, плавающее число нотариусов сделает невозможным эффективный контроль за их профессиональной деятельностью и существенно затруднит их самоорганизацию в единое нотариальное сообщество.

С учетом особого, публично-правового статуса нотариальной профессии и нотариальной деятельности в подавляющем большинстве стран с нотариатом латинского типа 3 , включая Россию, доступ к профессии нотариуса обусловлен дополнительными, повышенными по сравнению с другими юридическим профессиями, требованиями. Рассмотрим их подробнее на примере ряда европейских стран, с более детальным анализом для Германии и Франции.

Ограничение числа нотариусов (numerus clausus)

Свободное географическое расположение

10589, из них 1663 – нотариусы, 8926 – адвокаты-нотариусы

Формы осуществления нотариальной деятельности

Частная практика (свободная профессия), за исключением федеральной земли Baden-Würtenberg, где большинство нотариусов – государственные служащие

Высшее юридическое образование

2 обязательных диплома: 1-ый государственный экзамен по итогам минимум 4-летнего общего юридического образования; 2-ой государственный экзамен по итогам минимум 2-летнего специализированного юридического образования).

Иные способы доступа к профессии

Эквивалентность дипломов/образования, полученных за рубежом

Нет. Тем не менее, в федеральной земле Baden-Würtenberg существует особое профессиональное образование

Обязательная стажировка в нотариальной конторе

Длительность стаждировки в нотариальной конторе

Для нотариуса – 3 года; для адвоката-нотариуса – минимум 5 лет работы в качестве адвоката, из них минимум 2 года в пределах округа соотвествующего суда по месту нотариальной деятельности

Контроль по итогам стажировки

Признание стажировки, пройденной в нотариальной конторе за рубежом

Исключительно в части специализации/профиля

Конкурс при замещении должности нотариуса

Да, используется бальная система в которой учитываются: уровень дипломов о юридическом образовании, длительность предыдущей профессиональной деятельности, особая нотариальная специализация и др.

Осуществление другой юридической профессии позволяет стать нотариусом?

Если да, на каких условиях?

Орган государства, назначающий на должность нотариуса

Министерство юстиции соответствующей федеральной земли

Принесение присяги нотариуса

Огран государства, перед которым приносится присяга нотариуса

Условие гражданства для допуска к профессии

1.1. Влияние устройства нотариата в Германии на порядок определения численности нотариусов и организации конкурса на замещение должности нотариуса

Регулирование численности нотариусов в Германии и порядок организации конкурса на занятие должности нотариуса тесно связаны с исторически сложившимися формами нотариата в различных землях ФРГ и федеративным устройством ФРГ.

Во-первых, Германия является примером государства, в котором функционируют три различные формы нотариата:

- частный нотариат (Nur-Notare), при котором нотариусы осуществляют исключительно нотариальные функции (это земли Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саар, Гамбург, юго-западная половина земли Северный Рейн–Вестфалия, восточная половина земли Баден-Вюртемберг) – [далее по тексту частные нотариусы];

- частный адвокатский нотариат (Anwalts-Notare), при котором адвокаты наделены одновременном правом осуществления нотариальных функций (в землях Шлезвиг-Гольштейн, Бремен, Берлин, Нижняя Саксония, Гессен, северо-восточная половина земли Северный Рейн–Вестфалия, восточная половина земли Баден-Вюртемберг);

- государственный нотариат (Beamten-Notare), при котором нотариус является государственным служащим и помимо нотариальных функций занимает должность судьи (судебный округ г. Штутгарт и западная половина земли Баден-Вюртемберг);

В этой связи имеются особенности, касающиеся назначения нотариусов каждой из форм нотариата.

Во-вторых, организация нотариата регулируется на федеральном и земельном уровне. На федеральном уровне это прежде всего Закон Германии о нотариате от 24 февраля 1961 г. в ред. от 22 июля 2005 г. (Bundesnotariatordnung, BNotO), который устанавливает общие условия и порядок допуска нотариусов к оказанию нотариальных услуг на территории Германии. Непосредственно процедура объявления конкурса на замещение должности нотариуса производится согласно нормативным актам земель Германии 4 .

Данные акты не регулируют вопросы назначения государственных нотариусов, которое производится согласно общим административным нормам о назначении государственных служащих. Далее будут рассмотрены вопросы назначения лишь частных нотариусов со сравнением с порядком назначения адвокатских нотариусов.

1.2. Общие условия назначения нотариусов и объявления конкурса на занятие должности нотариуса

Закон Германии о нотариате предусматривает общие и специальные условия допуска кандидатов на должность частного нотариуса и частного адвокатского нотариуса.

В качестве общего условия в § 4 Закона закреплено, что нотариусы назначаются в таком количестве, какое соответствует требованиям надлежащего оказания юридической помощи. При этом должны учитываться необходимость в соразмерном оказании нотариальных услуг заинтересованным лицам, а также обеспечение установленной возрастной структуры среди нотариусов.

Согласно § 5 в качестве нотариуса может быть назначено лицо, обладающее немецким гражданством, которое соответствует требованиям, предъявляемым к занятию должности судьи согласно Закону Германии о судьях, а именно успешная сдача второго государственного юридического экзамена. Успешной сдачей госэкзамена по общему правилу признается получение 11 баллов и выше по 18-балльной шкале.

Кандидат на освободившуюся или новую должность нотариуса определяется на основе объявляемого конкурса (§ 6б). Конкурс направлен на выявление лица, которое по своим личным и профессиональным характеристикам наибольшим образом соответствует должности нотариуса (ч. 1, 3 § 6). Кандидат не вправе претендовать на занятие должности нотариуса в первый раз, если к моменту истечения срока подачи заявок он достигнет 60-летнего возраста, предл. 2 ч. 1 § 6 (общий возрастной предел для выполнения нотариальных функций – 70 лет, см. § 48а). Другим общим условием является подтверждение страхования профессиональной ответственности (§ 6а).

Наличие специальных условий назначения для частных нотариусов и частных адвокатских нотариусов связано с тем обстоятельством, что, как указано в Решении Федерального Конституционного Суда Германии от 20 апреля 2004 г., «если в Германии признается наличие нескольких различных форм нотариата, то должны различаться не только правила осуществления данной профессии, но и доступа к ней». Особенности назначения адвокатских нотариусов основаны на положениях ст. 12 Основного Закона Германии, которая предусматривает свободу профессии, в том числе свободу ее выбора.

Специальным условием для назначения в качестве частного нотариуса предусматривается, что кандидат должен успешно пройти трехлетнюю производственную практику (Anwärterdienst) в качестве помощника нотариуса (Notarassessor) в той земле Германии, в которой оно подает соответствующую заявку (§ 7). По общему правилу, министерство юстиции земли учреждает столько количеством мест для производственной практики, сколько дополнительных нотариусов предположительно понадобится через 3 года. Для получения места в производственной нотариальной практике министерством юстиции земли объявляется конкурс. Кандидат должен быть не старше 35 лет и успешно сдать второй государственный экзамен.

Производственная практика проходит у нескольких нотариусов и включает также посещение курсов по повышению квалификации нотариуса (чаще всего около 10 двухдневных семинаров в год). По завершению практики лицо может подать заявку о назначении в качестве нотариуса на освободившееся место, по которому министерством юстиции земли был объявлен конкурс. При отсутствии вакансии практика продлевается до тех пор, пока не появится свободное место нотариуса. Практикант может быть назначен нотариусом и до истечения трехлетнего срока практики (при отсутствии иных заявок на место, по которому был объявлен конкурс). Назначение на должность нотариуса производится в той земле, в которой была пройдена практика. После своего первого назначения нотариус вправе ходатайствовать о его переводу в другое место в пределах земли Германии лишь по истечении 5 лет работы.

Кандидат на должность адвокатского нотариуса должны не менее 5 лет быть допущен к оказанию адвокатских услуг; три года без перерыва заниматься адвокатской практикой в качестве основного вида деятельности в соответствующем территориальном округе (ч. 2 § 6).

Таким образом, требования, предъявляемые к кандидату на должность частного нотариуса, можно объединить в следующие группы:

А) профессиональные качества – итоги второго государственного экзамена, уровень профессиональной квалификации, полученной в ходе производственной практики.

Б) личные качества – помимо возраста и состояния здоровья, подтверждаемого справкой врача, кандидат должен обладать качествами персонального характера, позволяющими успешно выполнять функции нотариуса. По мнению Баварской нотариальной палаты, таковыми являются:

- верность праву и ценностям свободного демократического порядка;

- идентификация себя с задачами нотариуса в области юридической помощи;

- беспристрастность, независимость, сохранение профессиональной тайны;

- воплощение высокого статуса профессии;

- готовность к сдержанности по службе и вне ее;

- готовность к достижению высоких результатов;

- стремление к принятию самостоятельных решений с высокой ответственностью и силами к их исполнению;

- способность к ведению переговоров, заключению мировых соглашений, чуткость к интересам и целям клиентов;

- способность комплексно и понятно представить юридическое дело непрофессионалу;

- радость от общения с людьми;

- ощущение развития общества при разработке долгосрочных договоров;

- готовность к работе в команде и руководству ею;

- талант самостоятельного ведения нотариальной конторы;

- добросовестность и педантичность;

- гибкость и мобильность;

- следование информационным и коммуникационным технологиям.

Вопросы определения численности нотариусов, организации конкурса на замещение должности нотариусов и проведение отбора (предмет компетенции земель Германии) составляют предмет – дискреционных по § 4 Закона Германии о нотариате – полномочий министерств юстиции земель ФРГ. Несмотря на некоторые различия, в целом регулирование данных вопросов в землях ФРГ совпадает.

1.3. Определение численности нотариусов в землях Германии

В качестве критериев при определении численности необходимых нотариусов на территории того или иного судебного округа в земле Германии используются следующие:

А) нотариальная нагрузка – количество нотариальных дел на одного нотариуса в год. Нотариальная нагрузка является объективированным показателем количественной потребности в нотариусах, учитывающим факторы самого различного характера. При этом необходимо отметить, что в Германии разделение деятельности среди нотариусов по территориальному признаку отсутствует: заинтересованное лицо вправе обратиться к любому нотариусу.

Использование данного критерия требует постоянного мониторинга нотариальной деятельности. В этой связи министерством юстиции земли каждый год решается вопрос о введении вакансий на должность нотариуса на основе информации о фактической нотариальной нагрузке за последнее время. Чаще всего данные решения принимаются летом. В качестве примеров нотариальной нагрузки можно привести следующие данные:

Берлин – 325 нотариальных дел в год на нотариуса

Нижняя Саксония – 400

Северный Рейн – Вестфалия – 400

Шлезвиг – Гольштейн – 400

Б) возрастная структура нотариусов – исходя из биографических данных о нотариусах министерство юстиции каждый год делает прогноз об изменениях в составе в следующем году.

В) производственная необходимость – при освобождении должности нотариусом по различным основаниям министерство юстиции объявляет конкурс на эту должность. Кроме того, по решению минюста земли при необходимости должность нотариуса может быть введена в населенном пункте, численность которого превышает 10 000 человек.

Поскольку нотариусы назначаются в таком количестве, какое соответствует требованиям надлежащего оказания юридической помощи (§ 4 Закона о нотариате), лица, заинтересованные в назначении в качестве нотариуса, не вправе притязать ни на учреждение новой должности нотариуса, ни на свое назначение на свободную должность.